|
Я, Робот
I, robot
2035 год или около того. Роботы живут и действуют бок о бок с человечеством, совершенно безопасные и крайне полезные. Детектив Дэл Спунер, подверженный определенной "роботофобии" (Уилл Смит), расследует убийство. Ему кажется, что совершил престепление робот Сонни, хотя это решительно невозможно - ведь всех их конструируют в строжайшем соответствии с тремя законами роботехники, а эти постулаты исключают возможность нанесения роботами малейшего вреда человеку. В помощниках у детектива - видный специалист по психологии роботов, доктор Сьюзен Кэлвин (Мойнэхен). |
Скачать
«Я, робот» (“I, Robot”), 2004 Снято по мотивам цикла произведений Айзека Азимова Режиссёр: Алекс Пройас Оператор: Саймон Дугган Композитор: Марко Бельтрами Визуальные эффекты: Weta Digital, Digital Domain В ролях: Уилл Смит, Бриджет Мойнахан, Алан Тьюдик, Джеймс Кромвель, Брюс Гринвуд, Чи Макбридж
Азимов всегда для меня был загадкой. Не потому, что непонятно пишет или тайны какие вокруг его творчества роятся. Никакой мистики, всё просто — берёт автор идею, часто просто пришедшую мимолётом в голову, или подсказанную одним из знакомых (как было в случае с Тремя Законами), и рисует на этом основании нечто сугубо своё, личное, романтическое или философское, юмористическое или в стиле хороших литературных боевиков с детективами. Из всего цикла о роботах Азимова вряд ли можно выбрать три совсем уж однотипных рассказа или повести. А если вспомнить его непосредственное продолжение — «Основание», тут следы даже тех, основополагающих Законов теряются так прочно, что остаётся только признать — автор классики жанра фантастики о роботах всегда оставлял за собой право писать не теоретический трактат в стиле позднего Лема на насущные проблемы робототехники или строения позитронных мозгов. Он писал истории для людей, а не для роботов, истории самые разные.
А потому сразу замечу — вольности создателей фильма «Я, робот» по отношению к первоисточнику оправдываются вольностями самого Азимова. И не столь важно — мог ли робот по Азимову убить человека или спасти лишь одного из двух, оказавшихся в беде, предпочтя его спасению другого. Да и несколько анахронистические (в обе стороны разом!) рассуждения о «разностной машине» и самовозникающих «произвольных протоколах» в позитронном мозгу только с первого раза кажутся неуместными. Да, в оригинале у роботов не было никакого такого «программного обеспечения», и Законы были тесно вплетены в саму физическую структуру позитронного мозга, так что обойти их нельзя было ни управляя роботами снаружи, ни убирая блоки программ внутри. Но к сути происходящего все эти возражения не имеют никакого отношения — фильм Алекса Пройаса «Я, робот» так далеко зашёл в своём пути отступлений от канона, что результат оказался ближе к лирическо-философской литературной первооснове, чем мы только могли предположить.
Детектив Дел Спунер (Уилл Смит) люто ненавидит роботов вообще, на что имеет полное моральное право, которое и раскрывается перед нами в течение всего кинозрелища, а покуда его сомнениям никто не верит, роботы по всему миру ведут себя тихо, делая своё нужное дело, а сам Спунер начинает расследование разбирательства по поводу странного самоубийства создателя позитронного мозга доктора Алана Лэннинга. По сути фильм — типичный детектив с элементами фантастического боевика, несколькими подозреваемыми, странными совпадениями, подсказками, оставленными покойным. Тут вам неожиданные повороты взаимоотношений героев, а также пара второстепенных персонажей, с которыми детектив будет вести задушевные беседы. Но вообще видны и всяческие шаги сценаристов увести фильм от стандартного линейного развития по канонам блокбестеростроения от первого трупа к финальной битве, которая закончится героическим спасением всего и вся от вселенской катастрофы. И часто ходы эти действительно становятся неожиданными — особенно всех удивит непосредственно очаровашка Уилл Смит, когда начнёт на равных вдарять роботам по позитронным мозгам от всей своей непростой американской души. К слову, специалист по юмористической фантастике на этот раз вполне серьёзен и его персонаж прилично смотрится не только на фоне людей-пауков, над которыми потешаются все, кому не лень, но и на фоне персонажей самого Азимова. Так держать, а то хохмы-хохмами, а для полноценной карьеры Уиллу Смиту и правда не хватало ролей посерьёзнее.
Впрочем, редкая нынче неюмористичность фантастики и даже в некотором смысле установка на то, что «всё так и будет», тоже в точности соответствующая Азимову, не мешает авторам фильма устраивать положенные для огромных бюджетов полевые аттракционы в стиле — что, все — на меня?! Роботы выскакивают из своих передвижных хранилищ как черти из табакерки, косят красным глазом, норовят оттяпать лишнюю конечность и вообще совершить какой-нибудь акт геноцида. В чём, в конечном счёте, и преуспевают. Не в отношении детектива Спунера, конечно. Смотреть на это представление можно с критической точки зрения («не так всё было»), и тогда получить удовольствие будет затруднительно, а можно — не пытаясь строить из себя библиофила и ревнителя, и тогда можно увидеть замечательно бодрую, на уровне с лучшими представителями жанра, картинку с экшном, спецэффектом в массе и безупречно порхающей по виртуальной площадке камерой.
Новозеландские товарищи ПиДжея из Weta Digital постарались на славу. Все эти побеги из разрушающегося под ударами стальных челюстей дома, стрит-рэйсинг с автоматными очередями и крошащимися под колёсами чудо-роботами, прыжки по лесенкам без перил на вершине небоскрёба в финале — радуют глаз и подтверждают, что деньги на билет были потрачены не зря. Единственно — фильму чуть-чуть не хватает звукового урагана в исполнении таких мастеров как Дон Дэвис и Джуно Реактор, написавших великий саундтрек к прошлогодним «Матрицам». Композитор Марко Бельтрами на их фоне теряется, хотя и выдаёт на-гора продукт, достойно сопровождающий картинку, но самоценности, увы, не имеющий. Вспомнить хотя бы его творение — звук к третьему «Терминатору», так, на троечку работа. За «Робота» он взялся с более крепким багажом, но чего-то всё равно не хватает.
Ну и, конечно же, сами роботы. Невероятно симпатичные, очень эмоциональные их модели, особо развернувшиеся в виде робота Санни, одного из главных персонажей повествования, вот уж где отдыхала моя душа ценителя спецэффекту. Красные и синие огоньки, общий окружающий дизайн, точно выписанный колорит картинки — всё это работает на одно — роботы, ну словно настоящие. С присвистом в движениях, с эмоциями на гелевых полупрозрачных физиономиях, агрессивные и добрые в одном лице. Наука побеждать зрительские сердца в виртуальной голливудской робототехнике покуда нашла свою вершину.
А как хороши продемонстрированные в сотне ракурсов патентованного слоу-мо мордобития класса робот-робот! Терминатор с его заунывными битиями друг дружку головой о сантехнику нервно курит в сторонке. Столь бодрые виртуальные баталии мы видели только человек на человека, да и то по пальцам пересчитать достойные примеры, а тут — прыжки по стенам, могучие удары навылет железными кулачищами о стальной пол, и всё заверте. Учитесь, господа блокбастеростроители, вот как надо снимать!
Если бы не некоторый налёт комиксовости (глава корпорации, который лично разговаривает с каким-то посторонним копом и терпит выходки последнего, тётенька-психиатр, которая знает всё-всё, только почему-то не знает вообще ничего ценного, хотя водит детектива куда тому заблагорассудится, хоть к директору в кабинет, хоть в тайную лабораторию), кино вышло бы вполне серьёзным робопанком, а так, всё-таки приходится считать его фантастическим боевиком с элементами детектива. Ну почему сценаристы не могут быть хоть чуточку последовательными в своих измышлениях — без отрубаний света на улицах, без мелодраматических небоскрёбов с «большим мозгом» посередине, до которого нужно добраться за шесть минут? Хотя, в общем, фильм и от сюжетных натяжек и передёргиваний почти не страдает — так, царапнет по краю сознания, а на фоне громады спецэффектов сюжет течёт быстро и почти не заедая, тем более не давая натруженным мозгам американского тинейджера (рейтинг фильма в финале очерчен границей в 13 лет) слишком перенапрягаться. Ну так мы ж и не на экранизацию Кафки шли, а на развесёлое кино о роботах, которые хотели всех обороть, но передумали.
А потому фильм — сугубо правильный, бодрый, энергичный, красивый до невозможности, при этом не лишённый ни толики той эмоции, что порождает в читателе творчество Айзека Азимова, и в заметной мере новаторский, без чего нынче не заработаешь заветное место в рейтинге сборов мирового проката. До встречи в кино! |
!!! Написано: ZarazA Дата: 2004-08-11 12:21:43 Спец-эффекты прикольные, но сам фильм просто копия Терминатора. Создатели фильма еще раз нам напоминают как не надо делать, оказывается что и миксер может озвереть и устроить революцию. | 2 ZarazA Написано: dikud Дата: 2004-08-11 15:30:12 А ты рецензию читал? Я ж ее не просто так привинтил и полностью согласен с ней. Это не новый сценарий, это экранизация достаточно старого рассказа нашего, кстати, соотечественника, живущего в Америке. И придумал о ее так давно, что никаких терминаторов и в помине не было. Так что неизвестно что еще было первее: яйцо или курица... А фильм на порядок интереснее - имхо. А проще говоря - рецензия достаточно сильно коррелирует с моим мнением. | Написано: Villain Дата: 2004-08-13 15:40:12 Хороший фильм, и с терминатором его сравнивать бесполезно имхо. Все таки в терминаторе больше ставили на зрелищность, а по своей логики он бредовый, да и фантастический слишком. Тут же просто хорошо экранизированный роман (а мож и не роман) , тема которого тоже весьма приятна для обсуждения. | Написано: wlr Дата: 2004-08-13 17:15:14 Фильм посмотреть стоит людям двух категорий: 1. Кому понравилось "Особое мнение" 2. Поклонникам Айзека Азимова Мое мнение. Я лично отношусь к двум категориям | Zfly868 Написано: Гость [195.161.178.182] Дата: 2005-02-12 03:18:37 самый крутой фильм всех времён |
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь. Powered by AkoComment 2.0! |